Обычно на десятом месяце жизни малыш уже уверенно сидит без
опоры с прямой спиной, из этого положения самостоятельно встает на
ножки,
придерживаясь за опору (кроватка, манеж) и шагает вдоль нее, перебирая
ручками.
Очень важная сфера - развитие движений кисти и пальцев. Обученный
ребенок
вкладывает игрушки одна в другую, разбирает простую пирамидку.
Появляется
способность взять небольшой предмет двумя пальцами: большим и
указательным - это
необходимый этап на пути к формированию координации тонкой моторики.
Многие родители после 8-9 месяцев перестают заниматься с
ребенком
гимнастикой, считая, что он и так достаточно подвижен. Между тем
гимнастика
ребенку по-прежнему полезна: она активизирует обмен веществ, укрепляет
"отстающие" группы мышц, способствует более гармоничному развитию.
Наступило время серьезно позаботиться об обуви малыша (хотя
некоторые
родители покупают ботиночки и туфельки заранее) - ведь от того, какой
будет его
первая обувь, во многом зависят правильное развитие стопы, красота
походки и
даже правильная позиция позвоночника. Нельзя позволять ребенку подолгу
стоять и
тем более ходить босиком (по гладкой поверхности), в носочках или
пинетках - это
может способствовать развитию плоскостопия. Самая лучшая обувь - это
кожаные
ботиночки с фиксированным подъемом, супинатором и каблучком высотой
0,5-0,8 см.
Подошва ботиночек, если она гладкая, протирается наждачной бумагой. Если
нет
супинатора, родители могут сами слегка приподнять внутренний край
стельки и
подложить кусок ваты. На прогулке удобны теплые мягкие сапожки, менее
желательны
валенки вследствие их жесткости.
Обычно десятимесячного ребенка уже можно водить по полу за две
руки, а еще
лучше с помощью старого русского способа - на полотенце, пропущенном под
мышки,
или на специальных "волнах" с нагрудником. Поскольку плечевой пояс у
ребенка к
этому возрасту уже достаточно развит, его используют как естественную
опору - в
отличие от "ходунков", такой способ обучения ходьбе не вредит ребенку, а
способствует формированию нормальной походки. И очень хорошо
приговаривать при
этом какую-нибудь ритмичную считалочку, например: "Раз-два-три-че-тыре,
Катю мы
ходить учили" и т.п.
Чувство ритма у детей к этому возрасту обычно достаточно
развито для
усвоения не только простых стихов, но и более сложных - и это необходимо
использовать, читая ребенку родные русские стихи Пушкина, Лермонтова,
Некрасова.
"Есть сила благодатная в созвучье слов живых" - многие возбудимые дети
при этом
успокаиваются без всяких лекарств.
В этом возрасте ни рацион ребенка, ни режим питания не
меняются.
Малыша по-прежнему кормят 5 раз в день - обычно в 6, 10, 14, 18
и 22 часа,
хотя есть некоторые дети, которые сами переходят на 4-разовое питание -
если
малыш здоров, то это допустимо. Общий суточный объем пищи в этом
возрасте и до
конца первого года жизни составляет 1-1,2 литра. Нельзя недокармливать
ребенка,
но недопустимо и перекармливать. Сейчас уже доказано, что избыточное
питание на
первом году жизни (особенно, если ребенок искусственник) может в будущем
способствовать ожирению и заболеваниям желудочно-кишечного
тракта.
|